МДК.02.01 Раздел Международные морские конвенции и резолюции Габ А.И. Лекция 3
МДК.02.01 Раздел Международные морские конвенции и резолюции
Лекция 3
Лекция 3
Тема:
Порядок проведения сертификации по МКУБ
(ISM).
Основные
задачи МКУБ
Судоходная
компания и каждое из ее судов должны соответствовать Международному кодексу
управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения
окружающей среды («International Management Code for the Safe Operation of Ships and for Pollution Prevention» - ISM Code). Система
управления безопасной эксплуатацией (СУБ) судов и судоходных компаний, и судов
должна быть разработана компетентными организациями и одобрена правительством
государства, под флагом которого ходит судно (Морской Администрацией) или
организацией, признанной МА, с последующей выдачей соответствующих документов и
свидетельств:
- Документ о Соответствии (Document of Compliance - DOC), оформленным для компании после ее проверки на
соответствие требованиям МКУБ.
- Свидетельство об Управлении безопасностью (Safety Management Certificate - SMC), оформленным для судна после его проверки на
соответствие тем же требованиям.
Пример: Служебные обязанности капитана судна, согласно СУБ компании,
описываются следующим образом (в качестве примера приведена процедура СУБ
компании SIMATECH SHIPPING & FORWARDING L.L.C.:
SIMATECH
SHIPPING & FORWARDING L.L.C.
|
SAFETY MANAGEMENT SYSTEM
|
||||||
SAFETY MANAGEMENT MANUAL
|
ISM CODE
|
||||||
TITLE: MASTER RESPONSIBILITY & AUTHORITY
|
CHAPTER :
|
5
|
|||||
ISSUE DATE :
|
SEP- 2006
|
PAGE 1 OF 4
|
|||||
ISSUE STATUS :
|
1
|
AUTHORIZED BY :
|
DPA
|
||||
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПОЛНОМОЧИЯ
КАПИТАНА
1 Капитан судна обладает высшей властью
по вопросам, влияющим на безопасность экипажа, судна, перевозимого груза и
защиты окружающей среды.
Капитан имеет право
отступить от требований СУБ компании, если он обязан сделать это для спасения
жизни и имущества.
Капитан отвечает за:
a) Внедрение
на судне политики компании по безопасности и охране окружающей среды.
b) Мотивацию
команды по соблюдению упомянутой политики.
c) Издание
надлежащих приказов и инструкций ясным и доступным образом.
d) Исполнение
специальных требований, предусмотренных СУБ компании.
e) Проводит
анализ СУБ судна и докладывает о ее недостатках в своем отчете в управление
Компанией перед окончанием своего контракта до того как покинет судно.Доклад
отправляется минимум один раз в 6 месяцев, даже если это происходит до
истечения контракта.
1.1 Назначенное
лицо на берегу (далее DPA):
DPA отвечает за необходимые корректирующие и
предупреждающие действия и за включение Отчета капитана в повестку
ежемесячного отчета компании на следующий месяц. Если вопрос относится к
компетенции других подразделений, DPA
предпринимает аналогичные действия. DPA делает
свои выводы и передает Отчет капитана Офицеру по безопасности
мореплавания компании, чтобы
проверить, что СУБ функционирует эффективно. DPA должен удостовериться, что любые корректировки,
предложенные капитаном.
разработаны и внедрены, если они одобрены на
ежемесячном отчетном собрании компании.
DPA ведет учет всех Отчетов капитана и последующих
корректирующих действий.
2 В Отчете капитана должны
содержаться ответы на следующие вопросы:
i. Цели & Политика Компании:
- Всем ли на борту они ясны и понятны?
ii. Ответственность, полномочия, движение
отчетности и взаимосвязь:
- Адекватно ли они сформулированы
и представлены в документах Компании? Каждый ли, кому необходимо, с эти
ознакомлен? (Cм.Процедуру № SMS 01).
iii. Назначенное лицо (DPA):
-
Была ли
необходимость обращаться к DPA?
Если да,
то прикаких обстоятельствах и был ли получен адкватный ответ?
(Cм.Процедуру № SMS 04).
iv. Ответственность и полномочия капитана:
-
Адекватно ли они сформулированы и представлены в документах Компании?
- Есть ли
у капитана возможность снять с себя ответственность, как это определено в
Процедуре № SMS 05?
v. Ресурсы и персонал:
-
Укомплектовано ли судно квалифицированным, сертифицированным и годным по
состоянию здоровья персоналом?
-
Получают
ли вновь прибывшие члены экипажа должное ознакомление с задачами управления
безопасной эксплуатацией судна?
-
Происходит ли прием/передача дел по заведованию в соответствии с Процедурами
Компании и документируется ли должным образом?
- Есть ли
уперсонала возможность эффективно общаться по вопросам исполнения своих
обязанностей, относящихся к СУБ?
- Адекватно ли оцениваются на борту судна
потребности в обучении и проводятся ли необходимые занятия?
(Cм.Процедуру № SMS 06.2).
vi. Разработка планов судовых операций:
-
Определены ли ключевые операции судна?
- Имеются
ли в наличии планы и инструкции по упомянутым выше операциям?
-
Обеспечены ли все ключевые операции квалифицированным персоналом (Cм.Процедуру № SMS 07).
vii. Готовность к аварийным ситуациям:
- Ясны ли
и достаточны установленные Компанией процедуры по действиям в потенциально
аварийных ситуациях на борту?
-
Является
ли эффективной процедура и частота занятий по действиям в аварийных ситуациях?
(Cм.Процедуру № SMS 08, Расписание по аварийным тревогам, План действий
в аварийных ситуациях, план SOPEP, Наставления по учениям по Конвенции SOLAS).
viii. Отчетность и анализ несоответствий,
аварийных происшествий и опасных инцидентов:
-
Докладывается ли о вышеупомянутого капитана?
-
Докладывается ли о вышеупомянутом в Компанию?
- Адекватно ли
анализируется вышеупомянутое капитаном и Компанией?
-
Предпринимаются ли корректирующие и упреждающие действия?
(Cм.Процедуру № 09).
ix. Обслуживание судна и оборудования:
- Внедрена ли и является ли эффективной
Система планового технического обслуживания (PMS)?
- Проводится
ли техническое обслуживание судна согласно соответствующих Положений и
Правил, а также требований Компании? Отчет капитана должен включать в
подробностях рекомендации, условия либо замечания инспекторов
классификационного общества, либо технических сюрвейеров, полученные за
отчетный период с рекомендациями, как избежать замечаний в дальнейшем.
(Cм.Процедуру № SMS 10)
x. Документирование:
Все ли
процедуры и инструкции имеются в наличии и соответствут современности?
-
Эффективно ли работает система судовой архивизации?
- Все ли
чертежи, планы и наставления имеются в наличии и ведутся должным образом?
(Cм.Процедуру № SMS 01.02).
xi. Внутренний и внешний аудит:
- Все ли несоответствия докладываются и подвергаются
анализу? Отчет капитана должен содержать подробное описание несоответствий и
выводы или корректирующие действия, которые могут быть предприняты по
результатам анализа, а также дату окончания их исполнения, если она еще не
наступила.
-
Предприняты ли эффективны корректирующие и предупреждающие действия?
(Cм.Процедуру № SMS 12)
xii. Общая эффективность СУБ в достижении
поставленных задач:
1) Оценивалась ли общая эффективность СУБ?
2) Были ли сделаны выводы после оценки, что
необходимо усовершенствовать СУБ, чтобы сделать ее более эффективной, были ли
рекомендованы изменения?
Для исполнения:
Выводы и рекомендации, сделанные
в результате аудита, должны быть предоставлены Компании на рассмотрение.
Однако капитану следует без задержки докладывать в Компанию возможные
изменения из-за изменившихся обстоятельств, которые он считает необходимыми,
чтобы обеспечить безопасность судна и окружающей среды.
1. Система, разработанная Компанией, не
уменьшает ни полномочий капитана, ни его ответственности. Ни в коем случае
система не освобождает капитана от обязанностей издавать приказы и
рсапоряжения.
2. Капитан имеет право принимать любые
решения, необходимые, чтобы обеспечить безопасность своего экипажа и судна, и
предотвратить загрязнение окружающей среды.
3. Должна быть обеспечена поддержка со стороны
руководства Компании, как это указано в «Плане действий экипажа и береговых
служб в аварийных ситуациях».
4. Капитан имеет решающие полномочия и
ответственность принимать решения по вопросам безопасности, предотвращения
загрязнения окружающей среды и запрашивать помощь Компании, которая может
быть необходима.
|
|||||||
|
Требования,
предъявляемые МКУБ к компании и к судну
|
||||||
Международный кодекс по управлению
безопасностью (МКУБ) – это стандарт для установления в судоходной компании
системы управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращением
загрязнения. Соответствие требованиям МКУБ является обязательным, что регламентировано
главой IX Конвенции СОЛАС-74 для всех судов, дедвейтом свыше 500т. МКУБ впервые
связал воедино меры по обеспечению безопасности мореплавания и защиты
окружающей среды, как на судне, так и в судоходной компании, которая
распоряжается или владеет судном.
МКУБ состоит
из 13 разделов:
1.Общие
положения: назначения и цели МКУБ;
2.Политика в
области безопасности и защиты окружающей среды: Компания должна сформулировать
в письменном виде свою политику в области безопасности и защиты окружающей
среды и меры обеспечения ее исполнения каждым сотрудником.
3.Ответственность
и полномочия Компании: Компания должны четко определить и документально
оформить ответственность всего персонала, вовлеченного в СУБ.
4.Назначенное
лицо: в целях обеспечения безопасной
эксплуатации каждого судна и осуществления связи между Компанией и судном,
Компания назначает лицо (или лиц) на берегу, ответственных за осуществление
постоянного контроля над судном, за соблюдением на судне норм безопасности и
предотвращения загрязнения моря, имеющих прямой доступ к руководству Компании
на самом высоком уровне управления Компании для решения вопросов безопасности
судов по мере необходимости, эффективно и в
кратчайшие сроки;
5.Ответственность
и полномочия капитана: Капитан обладает верховной властью на судне и несет ответственность в отношении
решений по безопасной эксплуатации
судна и предотвращению загрязнения окружающей среды, а при необходимости
может обратиться за помощью в Компанию; Компания должна обеспечить, чтобы
капитан
а) имел надлежащую
квалификацию;
б) был
полностью осведомлен о СУБ Компании;
в) получал
поддержку для выполнения своих обязанностей;
6.Ресурсы и
персонал: Компания должна иметь соответствующий персонал на судах и на берегу,
который обязан
а) знать
свои обязанности;
б) получать
инструкции о выполнении упомянутых обязанностей;
в) получать
необходимую подготовку;
7.
Разработка планов для проведения операций на
судах: необходимо планировать свою работу и обеспечить исполнение планов
при выполнении работ;
8.Готовность
к аварийной ситуации: судовой экипаж должен быть готов к неожиданным
(аварийным) ситуациям. Они могут произойти в любое время. Компания разрабатывает
для каждого судна «План действий в аварийных ситуациях» (Contingency Plan), разрабатывает программы обучения экипажа и
обеспечивает учебные отработки действий в условиях аварийной ситуации.
9.Отчеты о
несоответствиях, аварийных и опасных ситуациях, их анализ: преимущество СУБ
заключается в том, что ее можно корректировать и совершенствовать. Если обнаружены
какие-либо нарушения (несоответствия), в т.ч. аварии или опасные ситуации, об
этом должно быть поставлены в известность администрация судна и назначенное
лицо. Любое несоответствие будет проанализировано и СУБ будет откорректирована
либо усовершенствована;
10.Техническое
обслуживание и ремонт судна и оборудования: судно и его оборудование должно
поддерживаться в технически исправном состоянии. Оборудование должно
периодически проверяться, особенно аварийно-спасательные и противопожарные
системы.
11.Документация:
СУБ должны быть задокументирована и управляема. Документы по СУБ должны быть
доступны как на судне, так и в береговых подразделениях Компании. Устаревшие
документы должны вовремя изыматься. Процедура корректировки документов должна
соблюдаться.
12.Проверка,
анализ, оценка СУБ, осуществляемые Компанией: Компания должна иметь свои
собственные внутренние методы, обеспечивающие функционирование СУБ и ее
совершенствование, периодически, а также при необходимости проводить аудит
судна, оценивать эффективность и при необходимости корректировать СУБ.
13.Сертификация,
освидетельствование и контроль: Морская администрация или признанная ей
организация по заявке Компании направляет аудиторов для проведения
освидетельствования СУБ Компании и каждого судна, ей принадлежащего. После
подтверждения соответствия СУБ требованиям МКУБ, МА или признанная ей
организация выдает Компании – Документ о соответствии (ДОС), и каждому судну –
Свидетельство об управлении безопасности.
Объем представляемой документации по СУБ
согласовывается между признанной организацией и Компанией.
Периодически (один раз в 5 лет) проводится
переосвидетельствование Компании и ее судов, а также между 2-м и 3-м годами
пятилетнего периода должен проводиться промежуточный внешний аудит. Изменения,
вносимые Компанией в документацию по СУБ, должны быть согласованы с признанной
организацией, выдавшей ДОС и Свидетельство СУБ
Примерный
перечень документов по СУБ, представляемых судоходной компанией на рассмотрение
Администрации
1. Руководство по управлению безопасности Компании:
2.
Перечень
обязательных норм и правил.
3.
Перечень
применяемых кодексов, руководств и стандартов, рекомендованных ИМО,
классификационными обществами, Администрациями.
4.
Процедуры:
- по
обеспечению ознакомления со служебными обязанностями нового персонала, или
персонала, переведенного на новые должности.
- по
определению и обеспечению подготовки персонала по СУБ.
- по
подготовке планов и инструкций по основным судовым операциям, касающимся
безопасности и предотвращения загрязнения окружающей среды, в которых
установлены задачи, выполнение которых поручено квалифицированному персоналу.
- по
определению, описанию потенциально возможных аварийных ситуаций и реагированию
на них персонала, включая учебные программы и занятия (Аварийный план).
- по
передаче в Компанию сообщений о несоответствии, несчастных случаях, опасных
ситуациях и их расследованию, и анализу с целью совершенствования СУБ, а также
процедуры корректирующих действий.
- по обеспечению
соответствия технического состояния судна требованиям соответствующих норм и
правил.
- по
определению оборудования и технических систем, внезапный отказ которых
способен вызвать опасные ситуации и
мерам по обеспечению надежности.
- по
управлению всеми документами СУБ.
- по
проведению периодической оценки эффективности СУБ и анализа ее работы.
- по
проведению внутреннего аудита и корректирующим действиям.
5.
Руководство
по СУБ судна.
6.
Процедуры по
СУБ судна.
7.
Перечень
нормативных документов судна.
8.
Документы,
определяющие ответственность, полномочия и взаимодействия всего персонала
(структурные схемы, положения о подразделениях, должностные инструкции,
функциональные обязанности).
Вопросы для самопроверки:
- Что такое МКУБ?
- Что такое «назначенное
лицо» судоходной компании?
- Кто и каким образом разрабатывает
СУБ судоходной компании?
- Кто и каким образом
освидетельствует судоходную компанию и судно на соответствие МКУБ? Какие
документы при этом выдаются?
- Что такое Contingency Plan?
Комментарии
Отправить комментарий