МДК.02.01 Раздел Международные морские конвенции и резолюции Габ А.И. Лекция 3

МДК.02.01 Раздел Международные морские конвенции и резолюции
Лекция 3

Тема: Порядок проведения сертификации по МКУБ (ISM).
Основные задачи МКУБ
Судоходная компания и каждое из ее судов должны соответствовать Международному кодексу управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения окружающей среды («International Management Code for the Safe Operation of Ships and for Pollution Prevention» - ISM Code). Система управления безопасной эксплуатацией (СУБ) судов и судоходных компаний, и судов должна быть разработана компетентными организациями и одобрена правительством государства, под флагом которого ходит судно (Морской Администрацией) или организацией, признанной МА, с последующей выдачей соответствующих документов и свидетельств:
  1. Документ о Соответствии (Document of Compliance - DOC), оформленным для компании после ее проверки на соответствие требованиям МКУБ.
  2. Свидетельство об Управлении безопасностью (Safety Management Certificate - SMC), оформленным для судна после его проверки на соответствие тем же требованиям.
Пример: Служебные обязанности капитана судна, согласно СУБ компании, описываются следующим образом (в качестве примера приведена процедура СУБ компании SIMATECH SHIPPING & FORWARDING L.L.C.:


SIMATECH SHIPPING & FORWARDING L.L.C.
SAFETY  MANAGEMENT SYSTEM

SAFETY MANAGEMENT MANUAL
ISM CODE

TITLE:   MASTER RESPONSIBILITY & AUTHORITY
CHAPTER :
5

ISSUE DATE     :
SEP- 2006
PAGE 1 OF 4

ISSUE STATUS :
1
AUTHORIZED BY :
DPA

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ПОЛНОМОЧИЯ КАПИТАНА
1                Капитан судна обладает высшей властью по вопросам, влияющим на безопасность экипажа, судна, перевозимого груза и защиты окружающей среды.
                   Капитан имеет право отступить от требований СУБ компании, если он обязан сделать это для спасения жизни и имущества.
Капитан отвечает за:
a)   Внедрение на судне политики компании по безопасности и охране окружающей среды.
b)  Мотивацию команды по соблюдению упомянутой политики.
c)   Издание надлежащих приказов и инструкций ясным и доступным образом.
d)  Исполнение специальных требований, предусмотренных СУБ компании.
e)   Проводит анализ СУБ судна и докладывает о ее недостатках в своем отчете в управление Компанией перед окончанием своего контракта до того как покинет судно.Доклад отправляется минимум один раз в 6 месяцев, даже если это происходит до истечения контракта.
1.1             Назначенное лицо на берегу (далее DPA):
DPA отвечает за необходимые корректирующие и предупреждающие действия и за включение Отчета капитана в повестку ежемесячного отчета компании на следующий месяц. Если вопрос относится к компетенции других подразделений, DPA предпринимает аналогичные действия. DPA делает свои выводы и передает Отчет капитана Офицеру по безопасности мореплавания  компании, чтобы проверить, что СУБ функционирует эффективно. DPA должен удостовериться, что любые корректировки, предложенные капитаном.
разработаны и внедрены, если они одобрены на ежемесячном отчетном собрании компании.
DPA ведет учет всех Отчетов капитана и последующих корректирующих действий.

2                В Отчете капитана должны содержаться ответы на следующие вопросы:

i.    Цели & Политика Компании:
-  Всем ли на борту они ясны и понятны?
ii.   Ответственность, полномочия, движение отчетности и взаимосвязь:
- Адекватно ли они сформулированы и представлены в документах Компании? Каждый ли, кому необходимо, с эти ознакомлен? (Cм.Процедуру № SMS 01).
iii.  Назначенное лицо (DPA):
-          Была ли необходимость обращаться к DPA?
Если да, то прикаких обстоятельствах и был ли получен адкватный ответ?
(Cм.Процедуру № SMS 04).
iv.  Ответственность и  полномочия капитана:
- Адекватно ли они сформулированы и представлены в документах Компании?
- Есть ли у капитана возможность снять с себя ответственность, как это определено в Процедуре № SMS 05?
v.   Ресурсы и персонал:
- Укомплектовано ли судно квалифицированным, сертифицированным и годным по состоянию здоровья персоналом?

-          Получают ли вновь прибывшие члены экипажа должное ознакомление с задачами управления безопасной эксплуатацией судна?
- Происходит ли прием/передача дел по заведованию в соответствии с Процедурами Компании и документируется ли должным образом?
- Есть ли уперсонала возможность эффективно общаться по вопросам исполнения своих обязанностей, относящихся к СУБ?
-  Адекватно ли оцениваются на борту судна потребности в обучении и проводятся ли необходимые занятия?
(Cм.Процедуру № SMS 06.2).
vi.  Разработка планов судовых операций:
- Определены ли ключевые операции судна?
- Имеются ли в наличии планы и инструкции по упомянутым выше операциям?
- Обеспечены ли все ключевые операции квалифицированным персоналом (Cм.Процедуру № SMS 07).
vii. Готовность к аварийным ситуациям:
- Ясны ли и достаточны установленные Компанией процедуры по действиям в потенциально аварийных ситуациях на борту?
-          Является ли эффективной процедура и частота занятий по действиям в аварийных ситуациях?
(Cм.Процедуру № SMS 08, Расписание по аварийным тревогам, План действий в аварийных ситуациях, план SOPEP, Наставления по учениям по Конвенции SOLAS).
viii.     Отчетность и анализ несоответствий, аварийных происшествий и опасных инцидентов:
- Докладывается ли о вышеупомянутого капитана?
- Докладывается ли о вышеупомянутом в Компанию?
                  - Адекватно ли анализируется вышеупомянутое капитаном и Компанией?
- Предпринимаются ли корректирующие и упреждающие действия?
(Cм.Процедуру № 09).
ix.     Обслуживание судна и оборудования:
-     Внедрена ли и является ли эффективной Система планового технического обслуживания (PMS)?
-    Проводится ли техническое обслуживание судна согласно соответствующих Положений и Правил, а также требований Компании? Отчет капитана должен включать в подробностях рекомендации, условия либо замечания инспекторов классификационного общества, либо технических сюрвейеров, полученные за отчетный период с рекомендациями, как избежать замечаний в дальнейшем.
(Cм.Процедуру № SMS 10)

x.   Документирование:
Все ли процедуры и инструкции имеются в наличии и соответствут современности?
- Эффективно ли работает система судовой архивизации?
- Все ли чертежи, планы и наставления имеются в наличии и ведутся должным образом?
(Cм.Процедуру № SMS 01.02).
xi.  Внутренний и внешний аудит:
- Все ли несоответствия докладываются и подвергаются анализу? Отчет капитана должен содержать подробное описание несоответствий и выводы или корректирующие действия, которые могут быть предприняты по результатам анализа, а также дату окончания их исполнения, если она еще не наступила.
- Предприняты ли эффективны корректирующие и предупреждающие действия?
(Cм.Процедуру № SMS 12)

xii. Общая эффективность СУБ в достижении поставленных задач:
1)      Оценивалась ли общая эффективность СУБ?
2)   Были ли сделаны выводы после оценки, что необходимо усовершенствовать СУБ, чтобы сделать ее более эффективной, были ли рекомендованы изменения?

Для исполнения:
                  Выводы и рекомендации, сделанные в результате аудита, должны быть предоставлены Компании на рассмотрение. Однако капитану следует без задержки докладывать в Компанию возможные изменения из-за изменившихся обстоятельств, которые он считает необходимыми, чтобы обеспечить безопасность судна и окружающей среды.

1.   Система, разработанная Компанией, не уменьшает ни полномочий капитана, ни его ответственности. Ни в коем случае система не освобождает капитана от обязанностей издавать приказы и рсапоряжения.
2.   Капитан имеет право принимать любые решения, необходимые, чтобы обеспечить безопасность своего экипажа и судна, и предотвратить загрязнение окружающей среды.
3.   Должна быть обеспечена поддержка со стороны руководства Компании, как это указано в «Плане действий экипажа и береговых служб в аварийных ситуациях».
4.   Капитан имеет решающие полномочия и ответственность принимать решения по вопросам безопасности, предотвращения загрязнения окружающей среды и запрашивать помощь Компании, которая может быть необходима.



Требования, предъявляемые МКУБ к компании и к судну

         Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ) – это стандарт для установления в судоходной компании системы управления безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения. Соответствие требованиям МКУБ является обязательным, что регламентировано главой IX Конвенции СОЛАС-74 для всех судов, дедвейтом свыше 500т. МКУБ впервые связал воедино меры по обеспечению безопасности мореплавания и защиты окружающей среды, как на судне, так и в судоходной компании, которая распоряжается или владеет судном.
МКУБ состоит из 13 разделов:
1.Общие положения: назначения и цели МКУБ;
2.Политика в области безопасности и защиты окружающей среды: Компания должна сформулировать в письменном виде свою политику в области безопасности и защиты окружающей среды и меры обеспечения ее исполнения каждым сотрудником.
3.Ответственность и полномочия Компании: Компания должны четко определить и документально оформить ответственность всего персонала, вовлеченного в СУБ.
4.Назначенное лицо:  в целях обеспечения безопасной эксплуатации каждого судна и осуществления связи между Компанией и судном, Компания назначает лицо (или лиц) на берегу, ответственных за осуществление постоянного контроля над судном, за соблюдением на судне норм безопасности и предотвращения загрязнения моря, имеющих прямой доступ к руководству Компании на самом высоком уровне управления Компании для решения вопросов безопасности судов по мере необходимости, эффективно и в  кратчайшие сроки;
5.Ответственность и полномочия капитана: Капитан обладает верховной властью на   судне и несет ответственность в отношении решений по безопасной эксплуатации   судна и предотвращению загрязнения окружающей среды, а при необходимости может обратиться за помощью в Компанию; Компания должна обеспечить, чтобы капитан
а) имел надлежащую квалификацию;
б) был полностью осведомлен о СУБ   Компании;
в) получал поддержку для выполнения своих обязанностей;
6.Ресурсы и персонал: Компания должна иметь соответствующий персонал на судах и на берегу, который обязан
а) знать свои обязанности;
б) получать инструкции о выполнении упомянутых обязанностей;
в) получать необходимую подготовку;
7. Разработка планов для проведения операций на    судах: необходимо планировать свою работу и обеспечить исполнение планов при выполнении работ;
8.Готовность к аварийной ситуации: судовой экипаж должен быть готов к неожиданным (аварийным) ситуациям. Они могут произойти в любое время. Компания разрабатывает для каждого судна «План действий в аварийных ситуациях» (Contingency Plan), разрабатывает программы обучения экипажа и обеспечивает учебные отработки действий в условиях аварийной ситуации.
9.Отчеты о несоответствиях, аварийных и опасных ситуациях, их анализ: преимущество СУБ заключается в том, что ее можно корректировать и совершенствовать. Если обнаружены какие-либо нарушения (несоответствия), в т.ч. аварии или опасные ситуации, об этом должно быть поставлены в известность администрация судна и назначенное лицо. Любое несоответствие будет проанализировано и СУБ будет откорректирована либо усовершенствована;
10.Техническое обслуживание и ремонт судна и оборудования: судно и его оборудование должно поддерживаться в технически исправном состоянии. Оборудование должно периодически проверяться, особенно аварийно-спасательные и противопожарные системы.
11.Документация: СУБ должны быть задокументирована и управляема. Документы по СУБ должны быть доступны как на судне, так и в береговых подразделениях Компании. Устаревшие документы должны вовремя изыматься. Процедура корректировки документов должна соблюдаться.
12.Проверка, анализ, оценка СУБ, осуществляемые Компанией: Компания должна иметь свои собственные внутренние методы, обеспечивающие функционирование СУБ и ее совершенствование, периодически, а также при необходимости проводить аудит судна, оценивать эффективность и при необходимости корректировать СУБ.
13.Сертификация, освидетельствование и контроль: Морская администрация или признанная ей организация по заявке Компании направляет аудиторов для проведения освидетельствования СУБ Компании и каждого судна, ей принадлежащего. После подтверждения соответствия СУБ требованиям МКУБ, МА или признанная ей организация выдает Компании – Документ о соответствии (ДОС), и каждому судну – Свидетельство об управлении безопасности.
    Объем представляемой документации по СУБ согласовывается между признанной организацией и Компанией.
     Периодически (один раз в 5 лет) проводится переосвидетельствование Компании и ее судов, а также между 2-м и 3-м годами пятилетнего периода должен проводиться промежуточный внешний аудит. Изменения, вносимые Компанией в документацию по СУБ, должны быть согласованы с признанной организацией, выдавшей ДОС и Свидетельство СУБ

       Примерный перечень документов по СУБ, представляемых судоходной компанией на рассмотрение Администрации

1.       Руководство по управлению безопасности Компании:
2.         Перечень обязательных норм и правил.
3.         Перечень применяемых кодексов, руководств и стандартов, рекомендованных ИМО, классификационными обществами, Администрациями.
4.         Процедуры:
- по обеспечению ознакомления со служебными обязанностями нового персонала, или персонала, переведенного на новые должности.
- по определению и обеспечению подготовки персонала по СУБ.
- по подготовке планов и инструкций по основным судовым операциям, касающимся безопасности и предотвращения загрязнения окружающей среды, в которых установлены задачи, выполнение которых поручено квалифицированному персоналу.
- по определению, описанию потенциально возможных аварийных ситуаций и реагированию на них персонала, включая учебные программы и занятия (Аварийный план).
- по передаче в Компанию сообщений о несоответствии, несчастных случаях, опасных ситуациях и их расследованию, и анализу с целью совершенствования СУБ, а также процедуры корректирующих действий.
- по обеспечению соответствия технического состояния судна требованиям соответствующих норм и правил.
- по определению оборудования и технических систем, внезапный отказ которых способен   вызвать опасные ситуации и мерам по обеспечению надежности.
- по управлению всеми документами СУБ.
- по проведению периодической оценки эффективности СУБ и анализа ее работы.
- по проведению внутреннего аудита и корректирующим действиям.
5.         Руководство по СУБ судна.
6.         Процедуры по СУБ судна.
7.         Перечень нормативных документов судна.
8.         Документы, определяющие ответственность, полномочия и взаимодействия всего персонала (структурные схемы, положения о подразделениях, должностные инструкции, функциональные обязанности).
Вопросы для самопроверки:
  1. Что такое МКУБ?
  2. Что такое «назначенное лицо» судоходной компании?
  3. Кто и каким образом разрабатывает СУБ судоходной компании?
  4. Кто и каким образом освидетельствует судоходную компанию и судно на соответствие МКУБ? Какие документы при этом выдаются?
  5. Что такое Contingency Plan?

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

МДК 02.01 Международные морские конвенции и резолюции Габ А.И. Практическая работа 2

Иностранный язык английский/ преподаватель Щаева А.М.