МДК.02.01 Раздел Международные морские конвенции и резолюции. Габ А.И. Лекция 1

МДК.02.01 Раздел Международные морские конвенции и резолюции.
Лекция 1
Тема: Деятельность МОТ на море, морские конвенции МОТ
               Деятельность МОТ на море, морские конвенции МОТ
Одним из важнейших элементов организации судоходства является защита прав моряков и других лиц наемного труда, участвующих в процессе грузоперевозок морским и речным транспортом. Эта защита осуществляется с двух сторон:
-   Через межправительственные (ООН, МОТ) и национальные правительственные органы;
-  Через профессиональные союзы.
   Международная организация труда - МОТ (International Labour OrganizationILO
МОТ - одна из старейших и наиболее представительных международных организаций. Созданная при Лиге Наций, она пережила последнюю и с 1946 года стала первым специализированным учреждением ООН. Если в момент её создания в ней участвовало 42 государства, то в 2000 году их было 174.  
Созданная в 1919г. на основании Версальского мирного договора в качестве структурного подразделения Лиги Наций и пережившая ее, она была основана по инициативе и при активном участии западной социал-демократии. Устав МОТ был разработан Комиссией по труду Версальской мирной конференции и стал частью ХШ Версальского договора. Необходимость создания МОТ определялась следующими причинами:
Первая — политическая: Поводом для создания МОТ послужили революции в России и ряде других Европейских стран. В целях разрешения возникающих в обществе противоречий не взрывным, насильственным и революционным путем организаторы МОТ решили создать международную организацию, призванную всемирно содействовать социальному прогрессу, установлению и поддержанию социального мира между различными слоями общества, способствовать разрешению возникающих социальных проблем эволюционным мирным путем.
Вторая — социальная: Тяжелыми и неприемлемыми были условия труда и жизни трудящихся. Они подвергались жестокой эксплуатации, их социальная защита практически отсутствовала. Социальное развитие значительно отставало от экономического, что тормозило развитие общества.
Третья — экономическая:  Стремление отдельных стран к улучшению положения трудящихся вызывало увеличение затрат, рост себестоимости продукции, что затрудняло конкурентную борьбу и требовало решения социальных проблем в большинстве стран
 В 1944 году Международная конференция труда в Филадельфии определила задачи МОТ в послевоенное время. На ней была принята Филадельфийская декларация, определявшая эти задачи организации на следующих принципах: 
- труд не является товаром;
- свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса;
- нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния;
- все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей.
Декларация стала приложением и составной часть Устава МОТ.      
Цели и задачи МОТ провозглашены в её Уставе. Деятельность МОТ строится на основе трехстороннего представительства работников, работодателей и правительств — трипартизма.Структура МОТ и ее основополагающие документы
Высшим органом МОТ является Международная конференция труда, на которой принимаются все акты МОТ.  Административный совет МОТ, также организованный на трехсторонней основе, является исполнительным органом МОТ. Международное бюро труда выполняет функции секретариата МОТ. МОТ принимает Конвенции и Рекомендации, посвященные вопросам труда, в том числе был принят целый ряд Конвенций в сфере морского права.
КОНВЕНЦИЯ N 147 «О МИНИМАЛЬНЫХ НОРМАХ НА ТОРГОВЫХ СУДАХ» (принята в Женеве 29 октября 1976 года, ратифицирована      Украиной 17.03.1994г. - текст сокращен)
    Генеральная конференция Международной организации труда,    принимая во внимание положения Рекомендации 1958 года о  найме    моряков  на иностранные суда и Рекомендации 1958 года о социальных    условиях и безопасности моряков,
       постановив принять ряд предложений относительно судов, условия   труда на которых не отвечают  международным  нормам,  в  частности    судов, зарегистрированных под удобными флагами, что является пятым   пунктом повестки дня сессии,
       решив придать этим предложениям форму международной конвенции, принимает  сего  двадцать  девятого  дня  октября  месяца   1976 года нижеследующую Конвенцию,  о  минимальных  нормах  в   торговом флоте:
Статья 1
       1. За исключением положений,  предусмотренных в данной статье,    настоящая   Конвенция   применяется   к   любому  морскому  судну,    находящемуся  в  государственном  или  частном  владении,  которое    занято  перевозкой  грузов или пассажиров в коммерческих целях или    используется для любых других коммерческих целей.
       2. Национальное законодательство или правила определяют, когда   судно в целях настоящей Конвенции  должно  рассматриваться  как    морское судно.
       3. Настоящая Конвенция применяется к морским буксирам.
       4. Настоящая Конвенция не применяется:
       a) к судам,  для которых парус является  основным  движителем,   независимо от  того,  оборудованы  они  или  нет  вспомогательными    двигателями;
       b) к  судам,  занятым  в рыболовстве или китобойным промыслом,   или аналогичными операциями;
       c) к малотоннажным судам и таким судам, как нефтяные установки    и буровые платформы,  когда они  не  используются  в  судоходстве,    причем  определение того,  какие суда охватываются данным пунктом,    должно даваться в каждой стране компетентным органом власти  после    консультации    с    наиболее    представительными   организациями   судовладельцев и моряков.
Статья 2
 Каждый член Организации,  ратифицирующий настоящую  Конвенцию,   обязуется:
       a) иметь  законодательство  или  правила,  устанавливающие для зарегистриро-ванных на его территории судов:
       i) нормы    безопасности,    включая    нормы     относительно   квалификации, продолжительности рабочего времени и укомплектования    экипажа,  в целях обеспечения  безопасности  для  жизни  на  борту    судна;
       ii) соответствующие меры социального страхования; и
       iii) условия  труда  и  жизни  на  борту  судна,  в  той мере,
насколько  они,  по  мнению  данного  государства  -   члена,   не   охватываются  коллективными  соглашениями  или  не устанавливаются   решениями компетентных судов таким образом,  чтобы они обязывали в   равной мере заинтересованных судовладельцев и моряков;    и удостовериться, что положения такого законодательства и правил в    основе   своей  эквивалентны  Конвенциям  или  статьям  Конвенций,
приведенных в Приложении к настоящей  Конвенции,  в  той  мере,  в   которой  государство  - член иным образом не связан обязательством   выполнять указанные Конвенции;
       b) осуществлять   эффективную   юрисдикцию  или  контроль  над   судами, зарегистрированными на его территории, в отношении: 
       i) норм безопасности, включая нормы относительно квалификации,    продолжительности  рабочего  времени  и  укомплектования  экипажа,   предусматриваемых национальным законодательством или правилами;
       ii) мер     социального     страхования,     предусматриваемых    национальным законодательством или правилами;
       iii) условий  труда  и   условий   жизни   на   борту   судна,    предписанных  национальным  законодательством  или  правилами  или    установленных решениями компетентных судов  таким  образом,  чтобы    они  обязывали  в  равной  мере  заинтересованных судовладельцев и    моряков;
       c) при  отсутствии эффективной юрисдикции удостовериться,  что    меры эффективного контроля других условий труда и жизни  на  борту    судна  согласованы  между  судовладельцами  или их организациями и    организациями моряков,  учрежденными в  соответствии  с  основными    положениями  Конвенции  1948  года  о  свободе ассоциации и защите    права на организацию, и Конвенции 1949 года о праве на организацию    и на ведение коллективных переговоров;
       d) обеспечивать:
       i) наличие подчиненных общему надзору со стороны компетентного    органа власти, после трехсторонних консультаций между этим органом    власти и представительными организациями судовладельцев и моряков,    где это предусмотрено,  соответствующих процедур набора моряков на    суда,  зарегистрированные на его территории, и рассмотрения жалоб,    возникающих в этой связи;
       ii) наличие    подчиненных    общему    надзору   со   стороны    компетентного  органа  власти,  после  трехсторонних  консультаций    между   этим  органом  власти  и  представительными  организациями    судовладельцев и моряков,  где это предусмотрено,  соответствующих    процедур  рассмотрения любой жалобы,  поданной в связи с наймом и,    если  возможно,  в  момент  найма  на  его   территории   моряков,
   являющихся   его   гражданами,   на   суда,  зарегистрированные  в   иностранном государстве, и чтобы такая жалоба, как и любая жалоба,    поданная в связи с наймом и,  если возможно, в момент найма на его    территории  иностранных  моряков  на  суда,  зарегистрированные  в    иностранном государстве, была немедленно доведена его компетентным    органом до сведения компетентного  органа  власти  той  страны,  в    которой   судно   зарегистрировано,  а  в  копии  была  направлена    Генеральному директору Международного бюро труда;
       e) обеспечивать,    чтобы    моряки,    нанятые    на    суда,   зарегистрированные   на   его   территории,   имели    достаточную    квалификацию   или   профессиональную  подготовку  для  выполнения    обязанностей,  для которых они  были  наняты,  при  должном  учете    Рекомендации 1970 года о профессиональной подготовке моряков;
       f) проверять путем инспектирования или с помощью   других   соответствующих средств, что суда,  зарегистрированные  на  его    территории,  отвечают ратифицированным им применимым и находящимся   в  силе  международным  конвенциям  по труду,  законам и правилам,   предусмотренным в пункте "a" настоящей статьи, и,  в случае,  если    это    отвечает    национальному    законодательству,   применимым    коллективным соглашениям;
       g) проводить официальные расследования в отношении любого   серьезного морского происшествия, имевшего место   с   судами, зарегистрированными на его территории, в частности вызвавших   ранения и / или человеческие жертвы; окончательный доклад о таком   расследовании обычно доводится до сведения общественности.
Статья 3
       Каждое государство    -   член, ратифицировавшее   настоящую   Конвенцию, по мере возможности, обращает внимание своих граждан на   возможные проблемы в связи с наймом на судно, зарегистрированное в   государстве, не ратифицировавшем настоящую Конвенцию, пока оно не   убедится   в   том,   что   нормы,   эквивалентные   тем,  которые   устанавливаются настоящей Конвенцией,  применяются. Меры, принятые   в этой связи ратифицирующим государством, не противоречат принципу
   свободного передвижения трудящихся,  предусмотренному в договорах,   участниками которых могут быть два таких государства.
Статья 4
       1. Если   государство   -   член,  ратифицировавшее  настоящую    Конвенцию,  в порт которого заходит судно в  процессе  нормального    выполнения   своей   деятельности  или  по  оперативным  причинам,   получает жалобу  или  имеет  доказательство  того,  что  судно  не    соответствует  нормам  настоящей  Конвенции  после ее вступления в    силу, оно может подготовить доклад правительству страны, в которой    зарегистрировано  такое  судно,  и  в копии Генеральному директору
Международного бюро труда,  и может принять необходимые  меры  для   улучшения  особых условий  на  борту судна,  которые явно угрожают    безопасности или здоровью.
       2. Принимая   такие   меры, государство -  член немедленно   уведомляет ближайшего морского, консульского или дипломатического    представителя государства флага и обеспечивает, по возможности,   присутствие  такого  представителя.  Оно   также   не   производит    необоснованного задержания судна или  не  ставит необоснованных    препятствий к выходу судна в море.
       3. В   целях   данной статьи «жалоба» означает информацию,   представленную   каким-либо   членом   экипажа,   профессиональным    органом,   ассоциацией,   профсоюзом   или   вообще  любым  лицом,    заинтересованным в безопасности судна,  включая заинтересованность    в безопасности или здоровье членов его экипажа.
Морские конвенции МОТ   
Конвенция №8 о пособиях по безработице  в случае кораблекрушения (1920г). Вступила в силу 16 марта 1923г.    Согласно данной конвенции моряк,  имеет  право на получение пособия в размере  заработной платы в случае  утраты или  гибели судна на срок до 2 месяцев.
Конвенция №  22 о трудовых договорах моряков(1926г.). Вступила в силу 04 апреля 1928г.Определяет обязательное содержание трудового договора между судовладельцем  и моряком. Согласно той же Конвенции, каждому моряку выдается  документ, содержащий сведения о его работе, который не должен содержать указаний на зарплату моряка и содержать оценку  качества его работы (например, «Справка о плавании»).
Конвенция №  53     о  свидетельствах  о  квалификации  лиц командного состава торговых судов (1936г.). Вступила в силу 29 марта 1939г. Устанавливает требования о минимальной квалификации комсостава и наличии сертификатов для ее подтверждения.
Конвенция №  138   о  минимальном  возрасте  для приема на работу  (1973г.);  Вступила в силу 19 июня 1976г. Ограничивает прием на работу на промышленные предприятия  (в т.ч. на суда) возрастом 18 лет. Заменила Конвецию № 58 о минимальном возрасте  для работы в море от 1936г., к которой Украина присоединилась 15 сентября 1957г.
Конвенция № 55  об обязательствах судовладельцев в случае болезни или травмы у моряков (1936г). Вступила в силу 9 декабря 1949г.
Конвенция  № 56  о страховании  моряков по болезни (1936г). Вступила в силу 29 октября 1939г.  
Конвенция №  73  о медицинском освидетельствовании моряков (1946). Вступила в силу 17 августа 1955г., Украина присоединилась 18 декабря 1970г.
 Конвенция № 134   о  предупреждении  несчастных  случаев среди моряков (1970г), (статьи 4 и 7). Вступила в силу 17 февраля  1973г.
Конвенция №  92 (пересмотренная)  о помещениях для экипажа (1949г). Вступила в силу 29 января 1953г., Украина присоединилась 18 декабря 1970г. Конвенция устанавливает требования  к каютам, столовым, санитарным помещениям, отоплению, вентиляции. Дополнена Конвенцией №133 о помещениях для экипажа (1970г), вступившей в силу  27 августа 1991г.
Конвенция № 68 о питании и столовом обслуживании экипажей на борту судов (1946г.), (статья 5). Вступила в силу 24 марта 1957г.
Конвенция №  23 о репатриации моряков (1926г). Настоящая Конвенция пересмотрена Конвенцией МОТ №166 о репатриации моряков (Женева, 24 сентября 1987г.). Вступила в силу 3 июля 1991г. Моряк пользуется правом на репатриацию (а) по истечению срока найма;
 (б) в случае заболевания или травмы или по иной медицинской причине;
(г)если судовладелец не способен выполнять свои обязанности по контракту из-за банкротства, продажи судна, изменения его регистрации и т.п.;
(д) если судно без согласия моряка направляется в зону военных действий;
(е) в случае прекращения трудового контракта  в соответствии с коллективным договором. 
В расходы судовладельца входят: проезд, квартирные и питание, зарплата за период проезда, провоз 30 кг личного багажа.
Если судовладелец не в состоянии оплатить репатриацию, ее должно оплачивать государство флага судна.
Если репатриация вызвана нарушением  обязанностей по трудовому договору со стороны моряка, она производится за  счет самого моряка. 
 Конвенция №  87 о  свободе  ассоциации и защите права на организацию (1948г.)
 Конвенция №  98 о  праве  на  организацию  и  на ведение  коллективных переговоров (1949г).
Конвенция № 179 о найме и трудоустройстве моряков (1996г.). Вступила в силу 23 ноября 1921г., пересмотрена в октябре 1996г. Пересматривает Конвенцию №9 (1920г.).
Конвенция обязывает государства-члены МОТ обеспечить, чтобы на моряков не возлагалась прямо или косвенно уплата каких-либо сборов или иные затраты, в связи  с их наймом и предоставлением работы (плата за медицинское освидетельствование, выдача свидетельств, личных проездных документов и национального паспорта моряка не считаются сборами и затратами).
Учреждения по трудоустройству моряков лицензируются и работают под контролем государства. Моряки должны быть ознакомлены с условиями найма до подписания контрактов и получать копии  трудовых контрактов (коллективных договоров) на руки.
Конвенция № 180 о продолжительности рабочего времени моряков и укомплектовании судов экипажами (1996г.). Пересматривает Конвенцию №109 1958года.
Максимальная продолжительность рабочего времени не может превышать 14 часов за 24 часа или 72 часа в течение семидневки. Минимальная продолжительность отдыха  должна быть не менее 10 часов  в течение 24 часов и не менее 77 часов  в течение семидневки. Должен быть обеспечен регулярный учет рабочего времени. Экипаж должен соответствовать документу о минимальном составе, обеспечивающем безопасность судна. 
     Международная организация труда 23 февраля 2006г. подавляющим большинством голосов приняла новый трудовой стандарт в сфере морского судоходства. Генеральный директор МОТ Хуан Сомавия назвал это событие «вехой в развитии сферы труда». 
      Новая Конвенция 2006 года о труде в морском транспорте была принята 304 голосами при отсутствии голосов «против» и четырех воздержавшихся на сессии Международной конференции труда по морскому трудовому праву (Женева, 7-23 февраля 2006г). Результаты голосования свидетельствуют о поддержке конвенции подавляющим большинством делегатов из более чем 100 стран, представляющих моряков, судовладельцев и правительство государств – членов МОТ. 
     «Сегодня мы совершили исторический шаг в развитии морского трудового права, - заявил Хуан Сомавия. – Мы приняли конвенцию, которая объединяет континенты и океаны, является единой всеобъемлющей трудовой нормой для более чем 1,2 миллионов моряков во всем мире и отражает новые реалии и потребности этого сектора экономики, обеспечивающего 90 процентов мировой торговли». 
       «Более того, нам удалось заложить социально-экономическую основу для глобальной конкуренции в секторе судоходства, - подчеркнул Хуан Сомавия. – Тем самым был дан новый толчок для внедрения столь же новаторских и взвешенных подходов к достижению справедливой глобализации в других секторах сферы труда». 
    Выражаясь простым языком, новая конвенция представляет собой «билль о правах» моряков, при котором государства пользуются достаточной самостоятельностью, в то же время гарантируя права моряков на принципах прозрачности и подотчетности. Конвенция содержит положения, позволяющие обеспечить потребности данного сектора при соблюдении универсальных трудовых норм и стандартов. 
     Конвенция поможет наладить качественное судоходство, столь важное в условиях глобальной экономики. Положения новой трудовой нормы будут распространяться на все суда, участвующие в коммерческой деятельности, за исключением рыболовных судов и традиционных судов, таких как джонки и дау (одномачтовое арабское каботажное судно). 

  Вопросы для самопроверки:
1.      Структура МФТ.
2.      Конвенция № 147 МОТ. Структура и основные положения.
3.      Что такое МОТ? На каком принципе кем и когда основана?

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

МДК 02.01 Международные морские конвенции и резолюции Габ А.И. Практическая работа 2

МДК 02.01 Раздел Международные морские конвенции и резолюции Габ А.И. Практическая работа 3

Иностранный язык английский/ преподаватель Щаева А.М.